Баскетбольный клуб «Енисей» начал новый этап в своем развитии — 1 января открыл краевую детскую баскетбольную школу. В планах — готовить игроков для взрослой команды. Однако пока без проблем не получается: нет квалифицированных тренеров, не хватает финансирования. По словам директора школы Евгения Курилова, тренироваться приходится в спортзалах обычных школ.
То, что есть
Вы в недавнем прошлом — действующий игрок. Если не ошибаюсь, еще в прошлом сезоне выходили на площадку. Баскетбол за последнее время поменялся?
Баскетбол каждый год меняется. Растут скорости, появляются новые тактические схемы, атлеты сами по себе совершенствуются. Баскетбол становится все интереснее и азартнее.
В этом смысле сложно ли тренировать детей — раз баскетбол так быстро меняется? Или же детская подготовка стоит особняком?
Разумеется, сложно. Но здесь дело даже не в изменчивости игры. У нас большая проблема с кадрами. Детские тренеры не готовятся в России, их попросту нет. Это либо бывшие игроки, либо выпускники факультетов физкультуры, которые играли в школе и студенчестве, а потом остановились.
В детской школе «Енисея» аналогичная проблема?
Да, мы сейчас ищем какие-то способы привлечь людей, планируем проводить семинары, приглашать зарубежных специалистов для детских тренеров. Но пробел существует — у нас по-прежнему все работают по старинке. Есть предложение, чтобы детские тренеры ходили на тренировки основной команды, смотрели, учились. Потому что тренировочный процесс и у детей, и у взрослых должен строиться по одной системе, это должен быть один механизм.
Грубо говоря — то, что нам показывают в американских фильмах, когда при каждой школе, при каждом колледже или университете своя команда, у которой свой тренер?
У них это работает как машина. Все взаимосвязано: тренер работает с детьми в школе, передает в университет, оттуда в различные лиги. Если взять любого американского баскетболиста, складывается ощущение, что они все тренируются у одного тренера. Меняются только какие-то тактические схемы, а база заложена у всех одна. Сейчас мы попробуем сделать это у нас. Но очень сложно переучить старую школу.
Так может проблема в мотивации? У тренера в школе нет задачи подготовить игрока и передать в университет.
В том числе. В нашей школе у детских тренеров поставлена задача — подготовить игроков в команду ДЮБЛ (детско-юношеская баскетбольная лига. — Newslab.ru) и в итоге двух-трех игроков в главную команду. Потому что за последние десять лет не появилось никого. Прошло мимо целое поколение. Сейчас уходят последние — Беляев, Крыков, — а за ними в красноярском баскетболе пустота.
То, что будет
Какие основные плюсы в появлении школы именно при клубе?
Их очень много. Хотя бы тот факт, что дети будут расти и тренироваться параллельно с основной командой, смогут, что называется, «пощупать» тех же афроамериканцев. В мою бытность такой возможности не было, и мне, как игроку, этого не хватало. А я бы с удовольствием ходил и смотрел с открытым ртом.
В школе сколько человек занимается?
Мы только открылись. У нас три тренера, которые ведут две группы по 15 человек. Мы специально решили начать все с нуля.
Как обстоит дело с финансированием, с местом для тренировок? Год назад в интервью Владимир Петроковский говорил о тренировочном зале, который построят специально для «Енисея».
Собираются строить, но, к сожалению, это процесс не быстрый. Поэтому базы пока нет, договариваемся с общеобразовательными школами.
Две группы по 15 человек — это максимум? Или может завтра прийти школьник и начать заниматься?
У нас есть тренер, который сейчас занимается набором. Вообще, мы набираем с 8 лет, официальные соревнования начинаются с 11.
Если вдруг случится наплыв детей, нехватки кадров не будет?
Планируем взять еще двух молодых тренеров. А вообще проблема с кадрами есть, конечно. Ее причина — деньги. Любой молодой тренер хочет получать нормальную зарплату сразу. Мы же хотим выстроить такую систему, при которой рост заработной платы будет зависеть от результатов работы. Подготовил игрока основной команды — получи надбавку. Выиграл большой детский турнир — пожалуйста.
Сейчас у детского тренера какая зарплата?
У хорошего тренера максимум 27 тысяч рублей. Но тут есть нюанс. Почему мы сделали только 2 группы? Для нас главное — качество. В других школах тренеры получают зарплату, исходя из количества занимающихся. У нас же на начальном этапе одна ставка для всех, которая будет зависеть от достижений.
Какие самые сильные детские школы в России?
Это «Химки» и ЦСКА. Сильнейшие клубы с самым большим финансированием. Здесь ведь все зависит от денег.
Ваша школа чем отличается, кроме меньших бюджетов и возможностей?
Мы создали краевую школу. Хотим завязаться с районами. Чтобы они помогали с проведением соревнований, давали нам в школу талантливых игроков. У нас сейчас более-менее обстановка с баскетболом только в Железногорске, Ачинске и Зеленогорске. Там что-то происходит. В других городах и районах — пустота. Поэтому хотим охватить весь край и сделать сильную большую детскую школу.
Фотографии предоставлены БК «Енисей»